V. БАТАРЕЙКА.
На бас мы взяли Жеку Хоменко (Хомяк), играющего в группе молодёжи, разгильдяя и приколиста, и начали репетировать.Кстати : если вы не заметили, это 3-й по счёту в нашей группе басист по имени Жека (в 2003-м промелькнул ещё и 4-й). Совпадения на этом не заканчиваются : в данном составе ВСЕ 4 человека были ЛЕВШАМИ. И это ещё не всё : у троих людей (Жека Казак, Дэн Спицын и нынешний наш басист Дима Хачатуров), в разное время игравших в дусте на бас-гитаре, день рождения-21 января. Вот так, мои юные друзья. Такие вот шуточки-прикольчики… Репетиции шли успешно и 3 декабря 1999-го года 4-й дуст впервые вышел на сцену ДК Аскольд. Был смешанного характера концерт, посвящённый местным футболистам, чё-то там выигравшим. Попсовый коктейль в первой половине концерта и 2 группы во второй - мы и молодёжь. Ведущая вышла и обьявила : а сейчас выступает рок-группа 4-й дуст! Зал дружно выпал. Ещё больше выпало начальство, когда мы заиграли комбата, а добила их батарейка. После неё нам тихо нашептали в ухо : закругляйтесь, директриса кипишует… Мы закруглились. Молодёжь ещё с час пела темы Алисы, Чижа и прочих представителей русского рока. Все в восхищении молодёжью, Хомяка потом в кабаке футболисты напоили в хлам за комбата) я выхватил 1-й выговор)О БАТАРЕЙКЕ. Оригинал исполняла группа «ЖУКИ», песня была на слуху и мы с Дэном на пьянках в малосемейке, где я снимал хату, часто её пели. И допелись до того, что как-то раз засел я с гитарой и минут за 20 накидал свою версию текста на эту песню. А Дэн гасился парой этажей ниже у своих знакомых. Я спустился к ним и рассказал ему, что родилась пародия на батарейку. И тут же её всем присутствующим сыграл. Дэн попутал. И не только он. Все попутали. И попросили сыграть ещё. А потом ещё. А потом понеслось … В дальнейшем у нас было 4 версии батарейки: первая, батарейка аля скорпы, батарейка стоп и ремиксованная версия в духе рэп-скорпы. Тошнит от этой песни, реально. Сыграть её довелось в тот период бесчисленное количество раз … а что делать : вещь стала нашей визиткой и никуда от этого не деться.В январе 2000-го мы занялись записью. Писались вживую, на студийный бобинный магнитофон и на гитарах и примочках полусамопального изготовления. Писали новый, 4-й, альбом «СКАЗКИ НА НОЧЬ» и параллельно переписывали предыдущие три. Народ прорастал: откуда у вас столько песен?! Не все понимали поначалу, что 4-й дуст-это уже группа с историей, а не вчера сбитая банда. Многие иронизировали : гинеколог сочиняет по 50 песен в год)))). Сочинял я много, не спорю. Что-то вошло в альбомы, что-то безжалостно отсеклось, естественный отбор, блин. Сама специфика записи заключалась в следующем: мы собирались на репточке по выходным (Саня работал в воинской части) и за 2 выходных репетировали и тут же записывали в день по 2-3 песни. Оттуда и пошла традиция сначала записывать песни, а потом только их учить… писались с разными басистами, постоянного до февраля не было. А в феврале мы пересеклись с Ванькой Вальневым, бас-гитаристом, с которым были знакомы раньше, когда ещё учились в ПУ-53. Иван и его друг Саня Вершинин тогда были фанатами группы «КИНО», снимали полностью аранжировки их песен, Саня играл соло, а Иван – на бас-гитаре. Потом пару раз пересекались, и вот с Ванькой встретились снова. Он работал на ЖД, ездил по командировкам по всей стране и на момент нашей встречи был в отпуске. Предложение поиграть в нашей группе принял позитивно и часть песен как для нового материала, так и для предыдущих (хотя, если честно, понятие старый-новый уместно было только для меня и Сани, а остальным всё было в новинку) успел с нами записать. Собственно, вот и полный состав группы 4-й дуст на весну 2000-го года:Сергей Никифоров - вокал, ритм-гитара;Дэн Спицын - соло-гитара;Иван Вальнев - бас;Александр Новак - ударные.Альбом «СКАЗКИ НА НОЧЬ» вышел в начале марта 2000-го года, параллельно с ним примерно в феврале-марте мы выпустили на кассетах переписанные заново версии первых трёх альбомов и сборник из них «ЗЭ БЭСТ ФРОМ ЗЭ ДУСТ». И начали активно выступать со всем этим материалом. Но это уже тема для следующей части …
VI.ПЕРВЫЕ ФЕСТЫ И КОНЦЕРТЫ.
Здесь рассказ пойдёт о весне 2000-го года, ибо она была насыщенной.Разузнав, что в Аскольде появился человек, через которого можно срастить репточку, ко мне потянулись арсеньевские музыканты и те, кто в силу разных заблуждений себя таковыми считал. В итоге, 28 марта 2000-го года в ДК Аскольд состоялся первый организованный мною рок-фестиваль «ШАГ ПЕРВЫЙ. ЗНАКОМИМСЯ ПОБЛИЖЕ». Играли 6 групп… ну как 6,по сути был джем-сэйшн чистой воды : во всех группах были люди из других, гитары на всех были одни и те же, пьяные все в дым и всё вкатывало! Мы отличились тем, что после обьявления нас мы втроём без Ваньки вышли на сцену, а он на балконе в это время настраивал видеокамеру (снимали сами фест на видео для памяти) и не успел вовремя сориентироваться. В итоге народ ржал с затупа, я чё-то нёс со сцены с целью протянуть время, и Иван появился минут через 10 после того как нас обьявили. На этом приколы не закончились: песне на 5-й у Ваньки на басу лопнула 3-я струна, а в конце той же песни-4-я!!! Не то чтобы он так жестоко терзал струны, просто они были дико древние и ржавые, и по ходу ждали своего часа. Дождались… мы сымпровизировали, сыграли в акустике ранки, в это время за сценой наскоряк басист группы 3-Й РИМ Игорь Маслов ставил на бас запасные струны и последнюю тему-такси-мы отыграли с полным комплектом басовых струн.Поначалу я воодушевился успехом проведённого феста и решил делать их каждый месяц. В апреле и мае прошли шаги второй и третий, народу мини-фесты приелись и тема шагов сдулась. Одно небольшое, но необходимое уточнение: делалось это всё исключительно на моём энтузиазме, порою на –да как порою - постоянно! - за свои деньги и никак мне не окупаясь. Почти такая же ситуация и сейчас, с той лишь разницей, что цены не те, что были тогда… в 2000-м году всё было куда дешевле и проще.Кассеты продавались, массово переписывались и всячески распространялись населением. Спрос на дуст рос по-тихой, мы стали давать сольные концерты в ближайших окрестностях, с переменным успехом и отдачей. Денег на этом никаких не имели, максимум на раз побухать, но вниманием противоположного полу обделены не были, особенно Дэн, как самый молодой из нас. Он, к слову, не терялся и перепортил множество малолетних особей, молодец, так им и надо))) мы в стороне не оставались, но с Дэном тягаться было бессмысленно. Рекордсмен!Не обходилось без корок. С 12 по 15 мая мы дали 4 концерта в разных местах, первый был в 5-й школе, а Ванька опаздывал из командировки, сотовой связи тогда, понятное дело, не было и мы сидели на измене - вдруг не успеет? За час до концерта выдернули с работы Игоря Маслова, обьяснили ситуацию- так и так, будешь играть, а он ни одной темы толком и не знал. Давай ему аккорды показывать на 25 песен, он путается, а кто бы не путался! И за 20 минут до концерта в актовый зал залетает Ванёк, весь в мыле, ффффуууу, успел! Это ладно, я за полчаса до начала сочинил песню ЛЁТЧИК и мы её на этом концерте СЫГРАЛИ!!! В том же мае, но в конце, мы играли 2 концерта в один день. Сначала в 9-й школе, для 20 человек, а вечером - в Сысоевке, там поболя народу было. А я простыл жестоко, голоса не было вообще, низкие ноты тупо не были слышны, хрип и всё. Но отпел по-честному, Ванёк соляк на ранки на дудке играл, прикололись мы так.С этой же дудкой был ещё прикол, в июне мы выступали в селении Гражданка, сыграли удачно, местные девчонки пригласили нас после концерта на милое общение, как отказать?! Аппаратуру отправили в Арсеньев, сами зависли с женским полом до утра : я, Дэн и Ванька. Саня обломался чё-то. Мы с Дэном пробухали с девчонками всю ночь, а Ванька не пил, причём вообще: кодированный был от бухла, плюс ко всему ещё и за рулём. В-общем, поутру, довольные и сонные, едем мы с Ванькой на его машине в Арсеньев и тормозит нас на КПП гаишник. А у Ваньки шары крааасные после бессонной ночи. И он (гаишник) Ваньке, типа, чё глаза красные? Ванька ему: с концерта едем, устали типа. А где инструменты ваши, спрашивает . А у Ваньки под рукой дудка лежала, он её достаёт и гаишнику: а вот мой инструмент! Счастливого пути - только и смог ответить гаишник …В Гражданке мы с Дэном в качестве соло-гитариста играли вместе в последний раз. В конце июня он ушёл в армию …
VII.ЗЕЛЁНЫЙ ЁЖИК.
Дэн ушёл в армию, а на соло-гитаре начал играть Ванька. К чему и шло, поскольку играл он, если честно, намного лучше Дэна, но терпеливо ждал. В плане терпения и вообще характера своего Ваньку между собой мы называли Танк) невозмутимый, фактически всегда спокойный (как танк)))) и никогда не отвечающий на вопросы напрямую - да или нет, а по жизни - ну посмотрим, ну шансы есть …, ну наверное) сколько лет с ним общались - ни разу не ответил на вопрос прямо, ни разу) Весы по гороскопу, стопроцентные весы. Летом 2000-го на басу с нами поиграл Макс Батий (Лысый) как сессионщик, а в сентябре на бас-гитаре стал играть Саня Корнилов. Своеобразный человек, очень крупный по размеру, но конституция тела значения не имеет, человек поначалу был сильно заинтересован в том, чем занимался в группе. В начале декабря мы записали 5-й альбом - УБИТ, СОВСЕМ УБИТ - отрава № 5. Первая попытка записаться качественно, ибо тогда в ДК начала появляться относительно пригодная для нормальной записи аппаратура. Заслуга эта целиком и полностью Александра Казначеева (Фин), звукооператора и диджея местного ЦВР-а. Этот ушлый тип постоянно что-то мутил с аппаратом, покупал, перепродавал, чинил, паял, ваял… Барыга профи. И тогда и сейчас. Поведённый на бабки чувак до крайностей. Принцип жизни-наебать ближнего своего и смаять на этом денег. Неизлечимое заболевание в его случае. Но при этом-достаточно грамотный в вопросах записи. Альбом получился с совершенно другим звуком, чем все попытки до этого. Многим нашим поклонникам это не очень понравилось, но тут им пришлось и тогда и в дальнейшем привыкать к постоянным переменам… В записи принимал участие и вышеупомянутый Макс, подпевший некоторые песни бэк-вокалом и наигравший кучу солов на акустике и 2-й соло-гитаре. При том что к творчеству дуста чувак относился с огромной иронией, считая всё это по большому счёту колхозной фигнёй, но подпиывался под творческое общение с нами исходя из мнения : да похуй где играть, по приколу. Прикол по части записи: записали последнюю из запланированных песен и собрались было уже по домам. Макс – ну что, дусты, всё на этот раз записали, ничего не забыли (с подколочкой такой вопрос)? Я – да так-то вроде всё… ну есть ещё одна тема, гитарист называется, можно сейчас записать, можно на следующий альбом оставить. Корнилов - да давай запишем, чтоб потом меньше мучиться! Вернулись в студию, за полчаса забили барабаны в драм-машине (а писали альбом, и этот, и несколько следующих потом , с электронными барабанами, чтобы звук получше был. Новак залупался поначалу, потом привык))), раза три репнули и записали ГИТАРИСТа. Альбому нужна была обложка. Для неё я придумал и нарисовал животное типа ёжик зелёного цвета, стоящее на пеньке с прислонённой к нему балалайкой «урал». И отнёс рисунок в дизайнерскую студию с вопросом о создании людьми обложки для нового альбома с этим самым животным. Люди обложку делали почти месяц, но результат был превосходен, иначе не скажешь: ежа они отровняли и обмультяшили, отчего он только выиграл, но, негодяи, обесцветили. Из зелёного он стал белым. Плюс ко всему люди создали логотип нашего названия, который с тех пор красуется на всех обложках, афишах и прочей возне. Спасибо им за это всё) с тех пор ёжик -наш фирменный знак. Спустя несколько лет я вернул ему изначальную расцветку и он вновь позеленел)
VIII. 2001 ГОД.
Я продолжал заниматься фестами местного масштаба. На тот момент в Арсеньеве помимо нас активно занимались ещё 3 группы - ВСЕМЪ, 3-Й РИМ и ХЭЙТ. ВСЕМЪ - лайт-рок группа, лидером которой была и остаётся по сей день Маша Примак, неформалка во всех смыслах этого слова, не перестающая до сих пор удивлять всех своими поступками. 3-Й РИМ - классная группа, основной костяк - Сергей Лошкарёв (автор песен, вокалист и соло-гитарист) и Игорь Маслов, басист. Взрослые ребята, играли до 2002-го года, потом разбежались по бытовым трассам, в настоящее время снова реанимировались и это правильно). ХЭЙТ- группа Алекса Монастыршина, альтернатива, в те времена мало кем понимаемая, но потом народ прочухал кураж… о них я ещё упомяну.2001 год – год гиперактивной записи всех, кто этого хотел. Писался 3-Й РИМ, я помогал им как звукорежиссёр, выпустили альбом «БУРНАЯ РЕКА». Альбом записали ВСЕМЪ, писал их Казначеев, «АБСОЛЮТНО ВСЕМЪ». Вышел сборник «ВПЕРЁД, АРСЕНЬЕВСКИЙ РОК», спродюсированный единомышленником ВСЕМЪовцев Русланом Кубрановым. Ну и мы по весне записали вторую попытку сборника лучших песен с первых 4-х альбомов, переписанных в новом качестве -«ПОЛНЫЙ БЭСТЕЦ». По этой же весне мы познакомились с Ильёй Воробьёвым, (КИСА), нашим клавишником и создателем нашего первого сайта. Он был единственный в нашей группе человек, знакомый с компьютером и нотной грамотой. И распиздяй, потому как студент, а они все распиздяи.Оригинальной и многим запомнившейся идеей стал фест «СЕКТОРОМАНИЯ», посвящённый памяти Юрия Хоя, солиста группы СЕКТОР ГАЗА. Случился он 14 апреля 2001-го года, участвовало 6 групп, все названия не вспомню, ну мы понятно и 3-й рим отжёг, хочу лишь обратить ваше внимание, что тогда на сцену впервые вышли Антон Ретьев и Виталя Шелехов в качестве участников проекта ПОХМЕЛЬНЫЙ СИНДРОМ. На раз была группа, чисто для этого феста склеенная, но эти 2 персонажа в нашей истории ещё засветятся. А сам фест прошёл на ура, полный зал, пьяные все в жопу, менты человек 10, не меньше, забрали в трезвяк… меня ещё несколько лет потом долбили-давай замути Сектороманию-2! Так и не замутил… замутили другие люди во владе 11 апреля 2009-го года. Мы там тоже участвуем, по-любому. Сектор газа-это наши корни, мы выросли на нём, нас,в конечном итоге, до сих пор с этой группой сравнивают и мы не против. Не косим, своя трасса, но сравнение с этим коллективом-очень и очень лестная формулировка для нас. Впечатления о владовском фесте я по-любому отпишу.В мае пришли новые головняки. Связанные с Ванькой. Заключались они в том, что Ваньку сблатовал на аферу его старый товарищ Саня Вершинин, а именно на поездку в Японию в статусе цирковых артистов на полгода с целью поднять денег. И Ванька повёлся. Бросил работу в ЖД, подсел на цирковые тренировки и на дуст подзабил. Я по человечески его понимаю: группа заработка не приносит, а жить надо. Но однажды было очень обидно нарваться с его стороны на фразу: Некогда мне всякой … фигнёй заниматься. Это был его ответ на предложение порепетировать в день, когда у него была запланирована репа с циркачами. В июне он уехал.Без него мы отыграли 5-летие группы в Арсеньеве и 23 ноября 2001-го года впервые сыграли во владовском клубе BSB. На соло-гитаре играл Макс Батий, пилил чистый импровиз, ибо почти ни одного оригинального соляка не знал. Публика приняла нормально, а вот некая критикесса нас жёстко в отзывах на bsb-шном сайте засохатила. Краткое содержание её статьи заключалось в подведении нас под пропаганду наркотиков в исключительно истеричных тонах. Статью эту мне показал Киса. Я с неделю сочинял ответ, ежедневно редактируя текст, в-основном с целью замены матов на более нейтральные слова, и отдал его Кисе с тем, чтобы он его на сайте выложил. Сделал он это или нет-я не знаю. Но хотелось-бы верить, что выложил. На этом концерте снова засветился Антон Ретьев,в качестве зрителя и фаната, он тогда во владе учился. Недолго, насколько я знаю…)А в декабре вернулся из Японии Иван. И Иван раскодировался от алкоголя… в первый раз. Но не последний.
IX.ИСТОРИИ БОЛЕЗНЕЙ.
Япония для Ваньки стала культурным шоком. Он ещё с полгода после приезда оттуда смешивал русскую речь с японской в самых безумных вариациях и даже как-то пытался прикатать меня спеть песню на японском). Я не повёлся, ибо так хорошо, как Иван, данным наречием не владел. Побухал Ванёк чуток после приезда на родину и снова закодировался. На некоторое время…А вот у басиста нашего тогдашнего, Сани Корнилова, ни с того ни с сего началась очень неприятная штука именем звёздная болезнь. Я сам никогда этим заболеванием не страдал и в дальнейшем не планирую, а потому вдвойне неприятней было за этим наблюдать. Человек на репетиции мог остановить песню и начать с презрительно оттопыренной губою обьяснять кому-либо из нас, что надо играть по-другому, как ОН обьясняет, а наше мнение-чушь, потому что он лучше нас типа знает, что нужно делать и как… На концертах стоял в стороне, пока мы таскали аппаратуру, или таскал с таким видом, будто делал всем нам огромное одолжение. Постоянно лез в тему или не в тему со своим мнением, доказывая, что лишь оно единственно правильное, начал задавать мне вопросы по части оплаты за концерты, это при том, что концерты эти я тянул полностью за свой счёт… короче, достал этими заносами ужасно.В марте мы выпустили альбом ремиксов «ВТОРЯКИ». Почему вторяки? Вторяки-это отходы, полученные после первичной обработки продукта. Ремиксы этими самыми отходами и являются). Альбом этот я в одного записал за 5 ночей,2-осенью 2001-го, и потом ещё 3-зимой 2002-го. Он, кстати, как и «ПОЛНЫЙ БЭСТЕЦ», не являются нашими номерными альбомами, хотя по сути они как альбомы есть. Такой вот казус…Апогей зазвездения басиста произошёл 2 мая 2002-го года, точнее, последние капли моего терпения закончились двумя неделями раньше, когда, узнав о предстоящих выступлениях 1-го и 2-го мая, Саня просто отказался играть, мотивируя это занятостью по учёбе и неким недомоганием. На все мои доводы о необходимости выступлений он лишь усмехнулся и ушёл с репетиции. Я был в шоке. Человек отыграл с нами полтора года и тут такая залепа! Начав кубатурить, кем-бы наскоряк его заменить (блин, сколько раз мне в дальнейшем приходилось этим заниматься!!!!), я обратился за помощью к Антону Ретьеву, неплохо играющему на гитаре, но опыта общения с басом не имевшему. Антон позитивно воспринял предложение и за 2 недели мы натаскали его песен на 20. 1-го мая мы сыграли сольный концерт в одной из близлежащих воинских частей, а 2-го выступали на балконе ДК Аскольд в честь какого-то праздника. Притащили на балкон колонки, провода, начали подключаться… Пришёл Корнилов. Послушал Антона с презрительной своей миной, подошёл ко мне и произнёс : -Слушай, хуйня это всё, давай Я буду играть. Либо он играет первую половину концерта, а я –вторую. Я ответил :-Саша, иди гуляй. Он начал :-Да не гони, хули там играть, сыграю влёт. Я повторил, уже в микрофон на всю улицу:- Ты РЕАЛЬНО СВОБОДЕН! Иди домой.
Он потоптался на заднем плане некоторое время, видимо, не совсем понимая, что его только что послали. Потом ушёл. Больше он с нами не играл. Да и ни с кем, собственно. Мне говорили потом, что он отзывался о нас как о музыкантах не очень хорошо (мягко говоря),но это пусть останется его мнением…